Сатья Саи Баба - САИ РАМ!
www.saibaba.narod.ru
 

САТЬЯ САИ БАБА -
В
оплощение Бога в человеческой форме

Да будут счастливы все существа во всех мирах!

Блаженство самореализации

Беседа 22-10-1995, Прашанти Нилаям

Спускается ночь, и луна становится светилом;
На заре начинает светить солнце. Дхарма освещает три мира;
Праведный сын - свет очей семьи.

Воплощения любви! Ночью луна для нас источник све­та, днём солнце льёт свой свет и служит человечеству. Три мира освещаются дхармой. Добродетельный сын — путевод­ный свет для семьи. С древних времён такими поучитель­ными изречениями освещалась, питалась и вдохновлялась индийская культура.

Чистота ума возвышает человечество, направляет его к Богу и выявляет заложенную в человеке божественность. То, что увидено и кажется реальным, неизбежно уйдёт в , потоке времени. Всё, что очевидно в проявленном мире, обречено рано или поздно исчезнуть. Нам необходимо по­нять: нетленно то, что невидимо. Все внешние объекты, видимые глазом, должны исчезнуть.

Обретите глаза мудрости

Нельзя считать правильным, что человек, наделённый огромными возможностями, удовлетворяется увиденным обычным глазом. Но глазами также обладают зрери и пти­цы, и даже насекомые и гусеницы. В чём же тогда уникаль­ность зрения, данного человеку? Поймите, что очень труд­но заслужить право родиться человеком. Получив это пре­имущество, человек не должен довольствоваться тем, что

он видит обычными глазами. Человек должен обрести джняна нетру, око мудрости.

Могут возразить, что ведь и с помощью обычных глаз добывается знание. Глаза видят всё вокруг, но не могут ви­деть самих себя. Как могут глаза, не способные узреть самих себя, увидеть ум или Мадхаву, Божественного владыку? У обычных глаз нет возможностей, чтобы увидеть Господа. Для этого подходят только глаза мудрости.

Глаза глядят, но если их поражает болезнь, они не зна­ют об этом. Когда уши теряют способность слышать, оно не ведают об этой потере. Чувства, не способные понять свои собственные состояния, — как они могут познать Бога? Глаза как органы зрения служат только для того, чтобы видеть внешние объекты в природе, узнавать их ценность и описывать их, но постичь Божественное они не могут.

Внешний мир состоит из панчабхутас, пяти великих эле­ментов — пространства, воздуха, огня, воды и земли. Пять чувств преходящи, временны и подвержены болезням. Как могут они познать Божественное, если способны стать жер­твой недуга привязанности? Чувства, которые не могут понять своё собственное состояние, окутаны невежеством.

Что значат слова "познать самого себя"? Значит ли это изучить свою родословную или особенности своей личнос­ти? Познание высшего "Я" превосходит познание тела, чувств, ума и антахкараны (индивидуальных свойств).

Постарайтесь увидеть Бога

Сегодня люди поклоняются Богу различными способа­ми. Как правило, они обращаются к Богу с мольбой: "О Господь! Дай мне увидеть Тебя! Избавь меня от забот и несчастий!" Слушая подобные молитвы, невольно чувству­ешь, что они рождаются от невежества. Похоже, что люди, обращающиеся к Богу с такими молитвами, не имеют ни­какого понятия о природе Божества. Кто есть Бог? Святые писания, Веды, Упанишады дают ответ на этот вопрос: Бог — это сат-чит-ананда. И именно эту сат-чит-ананду вы дол­жны просить у Бога, а не нечто тривиальное, связанное с мирской жизнью. В ананде, высшем блаженстве, заключено всё. Сегодня люди взывают к имени Бога, но в действитель­ности они поклоняются дьяволу, царю мира. Все мирские желания связаны с дьяволом, а не с Богом. Чем больше желаний вы контролируете, тем благословеннее вы будете.

Каков же смысл призыва "познай самого себя"? Вы дол­жны получить видение Бога. Вы должны ощутить Божествен­ное. Вы должны говорить с Богом, видеть Бога, чувство­вать Бога, знать Бога. Это и есть религия. Не понимая ис­тинного смысла религии, люди принимают за религию раз­личные формы почитания и молитв. Постижение есть ре­лигия, то есть быть истинно религиозным - это значит по­стичь вечную реальность.

Человек — воплощение вечной истины. Он — воплоще­ние сат-чит-ананды (чистого бытия—высшего сознания-блаженства). Но он не способен понять свою подлинную сущность, ибо эгоизм, приверженность к собственности, страсть к показухе, гордыня заслоняют от него его истин­ную форму — сат-чит-ананду. Тот познает свою божествен­ную природу, кто сможет избавиться от привязанности и ненависти, эгоизма и стяжательства, свойств, которые по­добны пеплу, покрывающему тлеющие угли. Если пепел сдуть, огонь разгорится.

Сат-чит-ананда — подлинное богатство человека. Каждому нужно искать это сокровище, побеждая дракона са­моуверенности, преграждающего к нему доступ. Каждый дол­жен думать над тем, как ему найти путь к этому сокровищу.

Со стороны может показаться, что люди почитают Бога, но в действительности они преследуют мирские цели. И как же они надеются познать Бога? Необходима гармония мысли, слова и дела. Божество, которое вы ищите, нахо­дится внутри вас, и ваша устремлённость к Нему должна быть всепоглощающей.

Тело - не ваша собственность, оно лишь временно доверено вам

Люди говорят о мокше, освобождении. От чего же хотят они освободиться? От семьи, богатства, солидного поло­жения? От всего этого освободиться совсем не трудно. Отож­дествление себя с телом — вот от чего нужно освобождать­ся. Тело лишь инструмент, а не ваше истинное "Я". Тело — дар Бога. Оно не принадлежит вам. Всем владеет Бог. Вы должны рассматривать тело как временно доверенное вам имущество, а не как свою частную собственность. Поэтому ваш долг — правильно использовать вручённые вам тело и чувства.

Пути Господни удивительны, неисповедимы и таин­ственны. Бог обеспечил человека всем необходимым. Он дал ему даже больше, чем необходимо, предоставив ему пред­меты роскоши. Он также снабдил человека возможностью осуществлять над всем этим контроль. Господь сказал чело­веку: "Ты волен распоряжаться всем данным тебе, как за­хочешь, но с одним условием. Тебе придётся встретиться с последствиями своих действий". Это значит, что вы не мо­жете злоупотреблять, предоставленной вам свободой, ис­пользуя доверенное вам достояние не по назначению. Ина­че вам придётся нести бремя тяжёлых последствий. Напро­тив, используя всё данное вам для добрых дел, вы вкусите от этого радость. Нужно знать цель, ради которой вы ис­пользуете свои чувства и всё данное вам богатство. Любое неверное применение их рано или поздно обернётся не­счастьем.

Поймите прежде всего, что такое ваше истинное "Я"

Вы пришли в мир ни с чем и покидаете его ни с чем. Что происходит с вами и вашим богатством? Какая от него польза, если вы не ощущаете радости единения с Богом — сат-чит-ананду'! (Свами спел песню, оплакивая в ней долю человека, который беспрерывно работает, чтобы напол­нить свой желудок, забывая о Боге). Все ваши старания ничего не стоят. Учёные, изучающие луну, не пытаются понять свой собственный ум. Без понимания человеком сво­его истинного "Я" все другие знания бессмысленны. Луна рассеивает тьму ночи. Она светит отражённым светом сол­нца. Лунный свет — холодный, а солнечный свет — горячий. Ум подобен луне. Когда лучи Атмана, истинного "Я", до­стигают ума, он остаётся холодным. Но когда те же лучи падают на буддхи (интеллект), он становится горячим. Се­годня больше внимания обращают на тренировку интел­лекта, чем на расширение сферы ума. Человек, изначально наделённый божественной искрой, должен стремиться к совершенству божества. Антонио Страдивари нужен был целый год, чтобы создать одну совершенную скрипку, ибо он рассматривал свой труд как служение Богу, воплоще­нию совершенства.

Считайте своё тело флейтой Бога

Всё должно совершаться от полноты сердца. Примером этого является всепоглощающая преданность пастушек Кришны. Они не помнили себя от восторга, слушая мело­дичные звуки флейты Кришны. Они находили в этой музы­ке всю сущность Вед и священных писаний. (Бхагаван спел песню, в которой гопи умоляют Кришну наполнить их сер­дца сладостной мелодией Его флейты).

В чём значение флейты? Она символизирует тело чело­века. У флейты девять отверстий, так же как и у человечес­кого тела. Тело нужно воспринимать как флейту Бога. Она должна быть совершенно пустой, чтобы дыхание Бога сво­бодно проходило сквозь неё. Сегодня пустоту тела заполня­ет целый сонм желаний. Если их изъять из тела, оно станет инструментом Бога, с помощью которого оно наполнится сладостной музыкой. Таков процесс подчинения Богу, когда человек становится упоённым божественной музыкой.

Чтобы воспринять Бога, нужно отказаться от стремле­ния к роскоши и от гордыни. Люди толкуют о медитации. Но концентрируют ли они своё внимание на Боге? Фор­мальная медитация не поможет ощутить Бога внутри себя. Цель медитации — добиться ощущения единства с Богом. Эта реализация может наступить только тогда, когда чело­век сбросит трёхслойный плащ из трёх гун — тамаса, раджаса и сатвы, скрывающий Атмана.

Каким бы ни было ваше ремесло, как бы ни сложна или» проста была ваша профессия, воспринимайте всё как ра­боту Бога. Посвящая весь свой труд Богу, вы очищаете лю­бое своё действие в повседневной жизни. Таков завет Вед.

Подарите Богу любовь

Люди имеют обыкновение делать съедобные подношения статуям божества и иконам, съедая эти угощения после ри­туала. Это совсем не то, что следует отдать Богу? Пища, кото­рую любит Бог - это ваша любовь. Её и отдайте Ему. Но даже эту любовь рассматривайте как подарок, полученный от Бога, то есть, вы отдаёте Богу то, что Он дал вам. Джаядева пел в своей знаменитой песне: "О, Господи! Сердце, которое Ты дал мне, я подношу Тебе". Только когда вами владеют такие чувства, вы становитесь истинным преданным.

Не должно быть ощущения обособленности. Это прекрас­но выразил Потана, сказавший, что вся его поэма была вдохновлена и создана Богом. Поэтому Бхагавата и испол­нена особенной святости. Незабываема одна из её,, сцен, где описаны колебания богини Лакшми: она увидела, как К её супруг Вишну, не успев призвать Гаруду, бросается на помощь Гаджендре, вождю слонов, это её пугает и вместе с тем она чувствует, что было бы неправильно умолять его вернуться назад. (Бхагаван декламирует поэму столь ярко, что присутствующие разражаются аплодисментами). Даже богиню Лакшми может охватить страх, но истинный пре­данный страха не ощущает. Это бесстрашие, связанное с полной отдачей человека Господу, воспел Рамдас в одной из своих песен. Сегодня мы наблюдаем лишь частичную пре­данность, а отсюда и награда — тоже неполная.

Солнечное затмение не опасно

Послезавтра наступит солнечное затмение, и люди пол­ны страхов относительно его последствий в мире. Для стра­ха нет никаких оснований: ведь подобные явления случа­ются время от времени. Земля произошла от солнца. Луна произошла от земли. Луна иногда оказывается между солн­цем и землёй. В этих случаях солнце нельзя увидеть. Это и есть солнечное затмение. Не следует думать, что когда солнце, луна и земля располагаются на одной линии, земле грозят бедствия. Никакой опасности нет. Подобные естественные явления относятся к тайнам творения. Учёные уделяют многое внимания изучению затмения и ставят модельные эксперименты. Они так усиленно заняты экспериментами, но когда же найдут они время для приобретения опыта?

"Когда люди целиком погружаются в семейную жизнь, что они от этого получают? Они продолжают страдать до конца своих дней" — говорится в стихе на телугу.

Если вся ваша жизнь тратится на эксперименты, когда же вы начнёте приобретать опыт познания жизни? Когда вы станете применять на практике полученные вами зна­ния? Радость приходит лишь тогда, когда знания не копят­ся мёртвым грузом, а проводятся в жизнь. Вкус пудинга узнаётся во время еды. Применяйте на практике хотя бы часть того, что вы изучили. Растите любовь к Господу. Бог есть любовь. Живите в любви.

(Сатья Саи Баба говорит, том 28).



Автор идеи и разработка сайта Кирилл Бородин.
Сайт опубликован 21 мая 2000 г. Дата последнего обновления 14 сентября 2001 г.
Посетите новую версию сайта http://www.sathyasai.ru
Сайт управляется системой uCoz